О том, как не возвращать онлайн-займ перед его получением думают разве что мошенники, осуществляя преступные схемы. Честный гражданин полагает, что ему удастся не только решить проблемы с помощью микрокредита, но и вовремя расплатиться по счетам. Увы, не все заёмщики ответственны и пунктуальны и нередко не возвращают долги. Вне зависимости от причин сумма продолжает увеличиваться и компании-кредитору не остаётся ничего, как обратиться к услугам коллекторов.

Коллекторы: кто такие?

Слово «коллектор» способно внушить ужас и страх любому, кто знаком с деятельностью кредитных организаций и имеет непогашенные долги. Впрочем, иногда коллекторские агентства действуют настолько яро, что способны внушать страх не только должникам, а и людям тем или иным образом с ними связанными. Это могут быть друзья, родственники, коллеги по работе, соседи. При этом в методах возвращения денег такие компании неразборчивы, ведь, в отличие от судебных приставов, для активности которых необходим исполнительный лист, а действия строго регламентированы законодательными актами, коллекторские агентства заинтересованы в полной выплате долга. Поэтому, имея финансовую мотивацию, они не стесняются звонить по ночам, напоминать о себе в стилистике фильма «Звонок», а также пытаться вклиниться в ваш круг общения, узнавая все настолько подробно, что самый ярый тайный поклонник позавидовал бы. Такое психологическое давление способно заставить большинство должников залезть в долговую яму и взять новую ссуду для выплаты старой, но зачастую это невозможно из-за пятна в кредитной истории, а коллекторы только набирают обороты. Их цель – вынудить должника вернуть долг. Скрывать нечего – часто их методы не совсем законны или совсем незаконны, поэтому от надоедливого внимания коллекторов приходится защищаться. Как сделать это правильно и самому не превысить законодательные нормы?


Как вести себя, если вам надоедают коллекторы?

Первые знаки внимания от коллекторов – это звонки и смс. Если вы получаете такой звонок впервые, то подготовиться к нему практически невозможно, но если он повторяется, а нелестные фразы звучат в динамике всё чаще и чаще, то пришло время решительных действий.


Прежде всего, получая звонок с неизвестного номера, включите запись разговора и попросите человека, который вам звонит, представиться. Важно, чтобы звонивший назвал полные данные о себе: фамилию, имя, отчество, должность и какую именно компанию он представляет. После этого сообщите о том, что вы намерены записывать разговор. Нередко такие звонки «сбрасываются», однако, если разговор не завершился, и такая информация была названа, а также был указан факт наличия долга, не постесняйтесь уточнить какой именно документ даёт право звонить вам и требовать деньги. Если же звонок поступил вам в ночное время, то вы вправе не брать трубку, а ещё лучше – блокировать звонки с неизвестных номеров. В этом могут помочь программы-антиколлекторы. Если вы всё же взяли трубку, то не упустите возможность напомнить звонившим о Законе о потребительском кредите. Этот же закон накладывает не только запрет на звонки, но и на встречи, в особенности у вас дома или в ночное время, поэтому вы смело можете угрожать полицией в ответ незваным гостям (лучше – через закрытую дверь).



Если рычаги воздействия напрямую на вас не действуют, коллекторы могут переключить внимание на ваших близких, стараясь выведать более точную информацию о вас (фактическое место проживания, новый номер телефона и т.д.) или напротив – сообщить о факте наличия долга другим. Это также является нарушением закона о персональных данных, который можно упомянуть в заявлении в полиции или судебном заседании, если до него дойдёт. Сюда же можно отнести и прочие незаконные действия, а именно попытки проникновения в ваше жилье, угрозы убийством или причинением вреда здоровью, которые подразумевают не только наказанием рублём с возмещением морального ущерба, но и уголовную ответственность.


Несмотря на законность вашей самообороны, часто они не дают результата: в полиции разводят руками, указывая на анонимность телефонных звонков и надписей в подъездах, а в случае наличия записей телефонных разговоров нередко оказывается, что такие люди никогда и не работали в коллекторской фирме. Тогда необходимо идти выше.



Современный метод защиты – онлайн-обращение в приёмную ЦБ РФ и оставляете жалобу на то, что МФО передала ваши личные данные коллекторскому агентству без вашего на то согласия, а те в свою очередь применяют к вам незаконные методы влияния (желательно – с указанием статей Закона). После подробного описания проблемы сохраняете регистрационный номер вашего обращения и дублируете письмо в адрес МФО, где указываете номер, под которым зарегистрирована ваша жалоба. В 90% случаев деятельность коллекторов утихает.


Помните, что бороться с коллекторами можно лишь законными методами.